Ставим ребенка на лыжи​​

Когда вставать на лыжи?

Малышей можно, конечно, буквально с двухлетнего возраста «выкатывать» на пологих горках — это укрепит здоровье, разовьет ловкость и прочие полезные качества. Однако каких-то самостоятельных спортивных проявлений от ребёнка стоит ждать не раньше шести лет. Вот исторический пример: знаменитый Олимпийский чемпион Тони Зайлер получил в подарок горные лыжи, когда ему стукнуло два года, а отец его, опытный лыжник, в течение четырех лет старательно «натаскивал» малыша на трассах, которые начинались буквально от порога их дома. И... отступился, заявив: более бездарного ученика я не видел! Предоставленный сам себе Тони продолжал кататься и... стал великим Зайлером!

Семейное увлечение в удовольствие. Первые действия и «боевой настрой»

Горнолыжные занятия с детьми проходят в виде игры на очень пологих склонах с хорошим выкатом на плоскость – так, чтобы лыжи сами могли остановиться. Продолжительность занятий должна быть 40-50 минут. Современная одежда и инвентарь дают возможность проводить регулярные занятия и при достаточно низких температурах. Важно только правильно подобрать костюм, нижнее белье, ботинки и обязательно варежки, а не перчатки. Варежки теплее, так как четыре пальчика вместе, а большой палец — «хватательный», что помогает комфортно чувствовать себя на тросовом подъемнике. Кроме того, ребенку так удобнее держать в руках лыжи, палки и игрушки. Практика показывает, что даже при температуре воздуха минус 20° можно проводить регулярные занятия на лыжах, не опасаясь простуды.

Опыт работы с детьми от 6 лет (иногда и более раннего возраста) демонстрирует, что методика обучения катанию на горных лыжах постепенно изменяется. Также совершенствуется инвентарь, аксессуары, одежда, готовятся специальные детские площадки, которые оборудуются «бэбилифтами» (ленточными транспортерами). Но при групповом обучении инструктор или тренер обязательно применяет индивидуальный подход к начинающим лыжникам. С одними детьми достаточно играть на склоне, а другим, несмотря на их малый возраст, необходимо подробно рассказывать об искусстве скольжения с горки: то есть «излагать теорию».

При групповом обучении дети формируются в группы по 6–12 человек. При использовании лыжебуксиров надо обязательно поставить дежурных из числа родителей, если отсутствует обслуживающий персонал подъемника.

Начальное обучение детей очень часто зависит от желаний родителей, от того, какие результаты они хотят получить от занятий горными лыжами. Но если занятия будут нести радость и удовольствие, то результат превзойдет все ожидания. Ребенок будет стремиться как можно чаще попадать на склон, к ребятам, к тренеру. Очень часто, если в семье начал кататься на горных лыжах ребенок, то и родители также присоединяются к увлечению. Бывает и наоборот: в семьях, где катается один из родителей, в это увлечение постепенно начинают втягиваться остальные члены семьи, и занятие лыжами становится семейным досугом, здоровым образом жизни для всех.

Будущие спортсмены: современные методики обучения.

Родители, которые хотят видеть своих детей спортсменами, отдают детей в спортивные группы. При стартовом обучении подходы и методы обучения детей в возрасте 4-6 лет одинаковы, дальше дети переходят в группы начальной спортивной подготовки и спортивного совершенствования. Здесь уже тренеры дают навыки прохождения спортивных трасс. Рост мастерства у подростка — понятие очень индивидуальное. Для горнолыжников очень важен «накат», то есть постепенное наращивание навыков, приемов, самобытной манеры ведения лыж в повороте.

Итак, что необходимо:

  • Проверять карманы курточек или комбинезонов у детей перед их выходом на горку: даже пустяковая пластмассовая игрушка в кармане может стать причиной травмы при самом безобидном падении. Шарфики, всякие длинные веревочки на лыжной одежде недопустимы — это может привести к тому, что одежда намотается на трос подъемника или зацепится за кресло подъемника.
  • Исключить возможность того, что ребенок покатится вниз по горке с конфетой за щекой, с кусочком печенья или жвачкой.
  • Если ребенок занимается на склоне с инструктором, то лучше не стоять рядом, а наблюдать за успехами чада издали. Таких выкриков как «папа, посмотри!» может быть много, а концентрации внимания и толку от занятий — мало.
  • Рассказать маленькому спортсмену, что правила поведения в горах обязательны для всех лыжников, в том числе и для детей!

Подбор горнолыжного снаряжения

Первое и самое главное. Ни в коем случае не покупайте детям горные лыжи, ботинки, либо одежду «на вырост»: пытаясь сэкономить деньги, вполне возможно, вы сведете насмарку все старания ребенка, а то и вовсе отобьете у него желание кататься «на этих неудобных лыжах».

Вообще подбор горнолыжного снаряжения — немаловажная деталь в подготовке к предстоящим спускам с горки.

Лыжи должны соответствовать росту, весу ребенка. Для первых шагов длина лыж должна быть на 15-20 см. ниже роста.

Крепления надо отрегулировать на малые усилия срабатывания, и ни в коем случае нельзя устанавливать на детские лыжи крепления, рассчитанные на взрослых людей. В технической характеристике креплений совершенно необходимо лишь одно определение: «детские». Все остальное — не так и важно, только бы механизм был исправным.

Ботинки — очень важная «деталь» инвентаря, очень ответственный выбор — не менее чем при покупке лыж. Главное здесь не цена, а удобство. Самый красивый и самый дорогой, но не по ноге взятый ботинок может стать для ребенка пыткой; зато простенькая, но удобная обувь останется в доброй памяти на всю жизнь. Для горных лыж нужны ботинки, которые надеваются на тонкий носок (лучше всего специальный горнолыжный, теплый и удобный). И еще: прежде чем купить горнолыжную обувь, дать ребенку возможность походить в выбранных ботинках (минимум — просто посидеть) хотя бы минут пятнадцать-двадцать. Если возникнет ощущение дискомфорта — надо брать другую пару. Следует учитывать, что эта обувь не разнашивается (если ботинки не «спецзаливные»). Существуют, правда, особые вставки и прокладки, даже особые стельки для горнолыжных ботинок — но все же, лучше сделать правильный выбор с самого начала.

Палки на первых занятиях не нужны, но в дальнейшем инструктор или тренер скажет, когда они понадобятся. Лыжные палки выполняют при спуске с горки роль балансира, как шест у канатоходца, и необходимы как опора при передвижении по ровному месту. Иногда ребенок сам их требует, так как он подражает взрослым и ему в этом не стоит отказывать. Выбрать палки довольно просто: по размеру и по цене. Пусть ребенок наденет ботинки, встанет на лыжи с креплениями, а теперь пусть он согнет руку под прямым углом (локоть прижать к туловищу). Кисть сжимает рукоятку палки, а острие палки упирается в пол. Вот такой длины палка и нужна (или нужную можно сделать из длинной палки, отпилив верхнюю ее часть).

Шлем – необходимый атрибут. На всех Российских и зарубежных курортах и спорткомплексах действует правило: дети до 14 лет на горнолыжные трассы без шлема не допускаются. Для того чтобы купить правильный размер шлема, нужно измерить голову ребенка портновским сантиметром. А примерять покупку надо на шерстяную шапочку или подшлемник.

Перед тем как отдать ребенка в спортивную школу, рекомендуется проделать «первые горнолыжные шаги» на индивидуальных занятиях с инструктором. Инструктор научит малыша самостоятельно спускаться с горки и пользоваться подъемником, а, значит, и чувствовать себя более уверенно на первых тренировках в группе сверстников.